Имперская провинция Киродиил. Роскошна зелень твоих лесов, прозрачны твои ручьи и озера. Закаты навевают грусть, жаркий полдень гонит в тень. Странные существа бродят под сенью деревьев, населяют древние руины эльфов и старые крепостные стены.
Мир живет своим чередом, но беда подкрадывается к нему. Посмотрите, как покраснело небо, вслушайтесь в перекаты грома. То демоны иного мира снова начали охоту на смертных, испоганив пейзаж уродливыми черными клыками врат Обливиона. Император Уриэль Септим Седьмой мечется по Башне Белого Золота, предчувствуя близкую гибель. Маги в тревоге — изгнанные из гильдии некроманты готовы объявить им войну. Воины опускают руки, видя, как бесчестные наемники лишают их работы, а воры просто опасаются за свою судьбу, ибо гильдию поклялся разогнать сам начальник стражи Иероним Лекс.
Где спаситель? Мы заждались его!
Вот и прохождение игры. Необъятны просторы Киродиила, и много приключений поджидает игрока. Одни затягивают игрока очень настойчиво и недвусмысленно — таких заданий больше всего. Над другими стоит поразмыслить. Третьи даже найти сложно, если не знать, где и что искать. Я расскажу обо всех.
Дагон, Мартин и Тамриэль
На свободу с чистой совестью
«Я — император Уриэль Септим Седьмой. Шестьдесят пять лет я правил огромным Тамриэлем, и лишь сны мои не подвластны мне. В них я видел врата Обливиона и мрак, спускающийся на землю. Сегодня — двадцать седьмое число месяца Последнего Сева, года 433. Подходит к концу Третья эра. Подходит к концу моя жизнь».
Опыт показывает — если вы сидите в имперской тюрьме, то у вас есть большие шансы стать спасителем Тамриэля. Если к тому же в тюрьме кроме вас лишь один заключенный, шансы увеличиваются многократно. Выбрав расу, пол и имя, оцените элегантную простоту обстановки камеры и обратите внимание на соседа напротив — злого и ехидного темного эльфа Валена Дрета. Он вредный и дразнится!
Это интересно: у Валена заготовлены разные речи для каждой расы и каждого пола персонажа — всего двадцать вариантов. Не поленитесь послушать их — некоторые очень забавны.
Но недолго продлится ваша беседа — на лестнице слышны шаги, и к вашей камере спускаются люди. Неужели свобода? Нет, вы никому пока не нужны. Собственно, в этой камере вообще никого не должно было быть. Раздраженный Клинок просит вас посторониться. Дверь открывается, и в камеру входит император Уриэль Септим в сопровождении трех телохранителей из Клинков.
Император выглядит слегка расстроенным, что и неудивительно — все его сыновья убиты, а загадочные убийцы охотятся за ним самим. Он не пытается спрятаться в камере — просто именно из нее ведет потайной (как предполагается) выход из замка. Для Клинков заключенный — досадная помеха, но император внезапно распознает в герое одного из персонажей своих снов и заговаривает с ним. «Ты избранный, я тебя амнистирую, потому что тебе предстоит спасти все, что так бездарно проспали мои Клинки», — вот краткая суть беседы.
Клинки открывают тайный проход, и вся толпа с топотом устремляется на выход. Тайный проход уже, похоже, ни для кого не является тайной — еще один пример бездарной работы Клинков. Четыре боевика в призванной даэдрической броне выскакивают из засады и перед смертью «сводят на нет» одного из стражников.
На заметку: если вы будете активно лезть под ноги убийцам, то убить могут и вашего героя.
Мрачная сцена разворачивается перед вами — Клинки так беспомощно трепыхаются, что император Уриэль уже давно махнул на них рукой и даже не помышляет о спасении. Обыщите тело погибшей стражницы и неудавшихся убийц. Возьмите акавирскую катану — ваше первое оружие в игре.
На заметку: игра предполагает, что вы всегда будете обыскивать тела павших врагов, вскрывать замки, брать все, что плохо лежит, и перекладывать то, что лежит хорошо. Добыча — ваш хлеб, так что впредь по возможности не пропускайте ее никогда.
На этом месте ваши с императором пути временно расходятся — вам надо пройти обучающее подземелье. Здесь вас обучат биться насмерть с крысами и зомби, красться, стрелять из лука по ведрам и вскрывать замки.
Вход в пещеру гоблинов обозначен нарядными связками черепов. Первый гоблин тщательно следит за крысиным шашлыком — его можно обойти крадучись, но лучше тихо пристукнуть.
На заметку: здесь же вы подберете пестик со ступкой — и отсюда сможете начать алхимические опыты с ядами.
Следующий гоблин попадет под бревно, если вы вовремя активируете растяжку. Не забывайте вскрывать сундуки. Еще два гоблина стоят под большой кучей бревен. Если вы быстро и вовремя толкнете бревна, то гоблины даже не поймут, что их задавило.
За дверью в конце пещеры вы снова окажетесь в имперском подземелье. Судя по сварливым голосам Клинков, далеко телохранители императора не увели. Очередная группа боевиков Мифического Рассвета наседает на императора — пока безуспешно.
Спрыгивайте к телохранителям, чтобы услышать от одного из них: «Что-то мне морда его не нравится. А давайте его убьем?» Лишь заступничество императора спасет главного героя от бесславной гибели.
«А какой у тебя знак зодиака?» — спросит император, предлагая игроку выбрать знак.
На заметку: пока что выбирать можно что угодно — любое имя, расу, знак, класс. У вас еще будет возможность передумать.
За поворотом — еще одна атака. Император мрачнеет с каждым шагом. Клинки в панике. Развязка наступает в святилище — группа заходит в тупик, а с тыла внезапно выпрыгивают боевики. «Охраняй императора!» — бросает вам, неизвестному заключенному, профессиональный телохранитель и убегает по коридору назад.
Я бы такому телохранителю даже выгулять собаку не дал. Император согласен — он чувствует, что истекают его последние минуты, и дает вам Амулет Королей со строгим наказом передать его Джоффри, ибо только он знает про последнего оставшегося в живых сына императора.
Резервная копия? Умно придумано! Прощай, Уриэль Септим. От злобно-несуразного мага Ягара Тарна тебя спасли, от нашествия Дагот Ура твою провинцию Морровинд выручили, но твои верные Клинки не смогли спасти тебя от выскочившего из-за сдвинувшейся панели убийцы. Император мертв. Убийца вот-вот добьет героя, но тут Баурус, единственный выживший в бою Клинок, возвращается и спасает вас.
— Почему это государственной важности реликвия, бесценный артефакт Амулет Королей, у тебя? — подозрительно спрашивает Баурус.
— А, это? Император дал.
— Ну ладно. Иди тогда. Только вот обыскивать труп императора все же не надо...
Последнее препятствие перед выходом на волю — темная канализация, населенная гоблинами и крысами. После нескольких коротких схваток вы окажетесь перед выходом на просторы Киродиила. Сохранитесь. Наведите последний лоск на героя: поменяйте при желании имя, расу, пол, внешность, класс, знак зодиака, любимые атрибуты.
Это важно: желательно сохраненный файл держать всегда под рукой, чтобы, начиная игру заново, не проходить каждый раз три подземелья.
Вы на свободе у берега озера Румаре. Над вами возвышается холм и Имперский город. Вам открыт весь мир. Чем вы займетесь — исследованием мира или основным квестом? Это решать вам. Квест в любом случае подождет. Ворота в Обливион не будут поганить пейзаж, и даэдры не будут штурмовать города. Тише, природа... Молчи, Мехрун Дагон, — герой пришел в этот мир.
На заметку: основной квест проще осилить в начале игры, на невысоких уровнях. Даэдр надо убивать, пока они маленькие.
«Кто такой мистер Мартин?»
Перед самым расставанием Баурус сообщил, что загадочный Джоффри — глава всей организации Клинков. Он работает под личиной простого настоятеля в монастыре Вейнон, что у города Коррол. Мы уже знаем, чего стоит хваленая конспирация Клинков, так что иллюзий по поводу секретности обители питать не стоит.
Джоффри действительно живет в монастыре. Днем он работает с документами, так что найти его нетрудно. Побеседуйте со всеми монахами и с конюхом. Выдержите подозрительность самого Джоффри («Говоришь, был там, когда он умер? Откуда у тебя этот амулет? Стража!»).
Совет: по возможности читайте все книги, записки и газеты в игре. Они дадут бесценную информацию — например, уже в монастыре можно прочитать полную биографию покойного императора.
Ситуация проста: Тамриэль от вторжения тварей Обливиона и лично Мехруна Дагона защищали император, его амулет Королей и магический огонь Драконов, что горел в храме столицы Киродиила. Волшебный костер каждый раз гас при смерти императора, и зажечь его снова мог только новый правитель.
Неизвестная группа лиц по предварительному сговору недвусмысленно убила императора. Драконы — погасли. Вторжение может состояться в любой момент. У решения три составляющих:
Амулет Королей, который может надеть только император по крови (у вас в вещмешке).
Огонь Драконов, которые может зажечь только император (в столице).
Император, который умер и потомков не оставил.
К счастью, Уриэль Септим все же успел скопироваться. О внебрачном сыне знали только он и Джоффри. Нового кандидата в императоры зовут Мартин. Он живет в городе Кватч, работает священником в храме бога Акатоша.
«Сходи и приведи его. Мы наденем на него амулет, зажжем огни Драконов, и угроза будет ликвидирована... Кстати, амулетик оставь. Ты его, того и гляди, потеряешь, а тут он будет в безопасности».
Совет: если вы сражаетесь бок о бок с союзниками, старайтесь использовать маленькие кинжалы. Так задевать своих вы будете намного реже.
Джоффри поделится скудными припасами и военными расходными материалами монастыря. Обойдите братьев-монахов — один из них ссудит вам своего Росинанта, ледащую лошадку. Впрочем, даже такая лошадка вполне может унести седока от крысы, волка, чертенка или бандита с большой дороги.
Итак, следующая остановка — Кватч, город к юго-западу от монастыря. Добраться до него нетрудно, большую часть пути герой будет прыгать под горку.
Кватч построен на вершине невысокой плоской горы, и добраться до него можно лишь по извилистому подъему с юга. Уже на подходе к городу вы можете заподозрить неладное — стены города закопчены и полуразрушены. Под холмом прямо на дороге расположился небольшой лагерь беженцев.
Город разрушен. Ночью открылись врата в Обливион. Из них вышли даэдры и выползло гигантское осадное устройство, напоминающее таракана с вмонтированным Оком Саурона. Горожане отчаянно сопротивлялись, но силы были неравны. Погибли почти все.
Нетрудно догадаться, за кем даэдры пришли в город. И это очень подозрительно, если учесть, что знал об истинном происхождении Мартина лишь Джоффри. Жив ли наш принц? Никто не видел, чтобы он спасся. Возможно, что-то знает группа стражников, обороняющая на холме импровизированный частокол от чудовищ Обливиона.
Небеса горят огнем, возле стен Кватча возвышаются врата в Обливион — первые, но далеко не последние в вашей карьере героя. Время от времени из них выбегают чертенята-скампы и устраивают огненное веселье. Впрочем, не обязательно они — если ваш уровень выше четвертого, то гостями могут быть динозавры-кланфиры или боевые дреморы.
На заметку: не стоит забывать, что врагов, которых вы встретите в Обливионе и в Киродииле, игра подбирает исходя из уровня главного героя. Поэтому заранее предугадать, кого вы встретите в той или иной пещере или за вратами, нельзя.
За частоколом стоят нервные стражники — отступать им некуда, позади — обрыв. Капитан Матиус говорит, что в последний раз он видел Мартина, когда тот запирался в храме Акатоша с группой горожан.
Пробраться в город, минуя врата, вы не можете. Значит, ворота нужно закрыть! Сделать это нетрудно, особенно на низких уровнях — надо лишь иметь под рукой экстренный запас эликсиров и десяток молотков для ремонта. В Обливионе вы встретите двух живых людей. Стражник за вратами охотится на даэдр. Вы можете взять его с собой или отослать в реальность.
Другой «прячется» в клетке на вершине одной из башенок. Убейте охраняющую его даэдру и побеседуйте с пленником (все больше стращает). Если верхний этаж башни печати слишком сложен для вашего героя, можно попробовать добежать до камня, игнорируя дремор.
Первые врата уничтожены. Вместе с капитаном Матиусом и его солдатами зачистите городскую площадь перед храмом Акатоша. Внутри — перепуганные горожане, несколько стражников и Мартин.
— Здравствуй, Мартин, а ты никогда не задумывался, почему так похож на императора в молодости?
Это важно: перед вами — точка невозвращения. Если вы заговорите с Мартином и объясните ему истинное положение вещей, то активируется сюжетное событие и по всему Киродиилу начнут появляться врата в Обливион. Мир уже никогда не станет прежним.
Капитан Матиус попросит вас очистить город от даэдр и спасти мэра города. Отправляться спасать градоначальника прямо сейчас не обязательно. Это побочный квест (и очень сложный для персонажа ранних уровней).
Мартин верит вам. Пора вести его в монастырь.
Это интересно: надеюсь, не нужно уточнять, как может быть полезен бессмертный персонаж, который повсюду ходит за вами. Берегитесь, обитатели подземелий!
Знали мы, что Клинкам нельзя доверять? Знали. И зачем, спрашивается, отдали им бесценный амулет? На монастырь напали загадочные боевики Мифического Рассвета. Бой будет жарким, но недолгим. На вашей стороне — Мартин (пока бессмертный) и Джоффри (тоже бессмертный).
Амулет Королей, разумеется, украден. Вместо того чтобы носить его с собой под охраной Клинков, Джоффри небрежно бросил его в сундучок и поставил сундук в чуланчик. Ох уж эти акавирцы...
Амулета нет, но есть Мартин — последняя надежда, последний носитель драгоценного императорского ДНК. Мифический Рассвет знает, что монастырь — прикрытие для штаба Клинков. И мы знаем, что они знают. Так что садимся на лошадей и по горной дороге едем в храм Облачного Владыки, что к северу от Анвила — втроем: герой, Мартин и Джоффри.
Это интересно: у стен Анвила вы, скорее всего, станете свидетелем дуэли двух имперских охотников. Интересные кульбиты иногда выкидывает Radiant AI.
Храм больше похож на японскую крепость — его населяют «самураи», размахивающие катанами, — Клинки. Они окажут теплый прием Мартину, и тому придется произнести перед ними небольшую речь. Теперь он живет в крепости под защитой Клинков. Не сказать, что это очень обнадеживает, но все же.
Рассвет и «Зарница»
Чтобы зажечь огни Драконов и обезопасить Тамриэль, нам нужен амулет Королей. Он украден, и единственная зацепка — Мифический Рассвет. Что это за организация? В столице за агентами Рассвета следит Баурус — тот самый Клинок, что когда-то отпустил героя с амулетом Королей в бескрайний мир.
Надо связаться с ним! Баурус живет в эльфийском гетто. Вы найдете его в таверне Лютера Брода — Клинок сидит за столом и мирно трапезничает. Однако вскоре выяснится, что он тут не один — за ним следит неприметный горожанин. Конечно же, это агент Рассвета. Без вашей помощи Баурус не справится — следуйте за ним в подвал и постарайтесь как можно быстрее прирезать агента Рассвета, как только он призовет свою даэдрическую броню.
Под балахонами агент прятал книгу — «Комментарии к Мистическому Ксарксу Манкара Каморана». Это первый том. Еще одна зацепка у нас! У кого узнать подробности? У Бауруса? У нищих? Нет — у обаятельной ящерки Тар-Мины в волшебном университете.
Всего в «Комментариях» четыре тома. В них как-то зашифрован способ попасть в Мифический Рассвет. Тар-Мина сообщит вам, что, скорее всего, в книгах заложены координаты тайного храма Мехруна Дагона. Она может попробовать расшифровать запись, но ей нужны все четыре тома. Второй есть в библиотеке университета (Тар-Мина даст вам копию). О том, где остальные два, может знать владелец книжного магазина «Первое издание» в деловом квартале.
Владелец знает одно — третий и четвертый тома безумно редки. Третий есть у него, но за книгу уже заплатил лесной эльф Гвинас, и он вот-вот придет забрать покупку. Гвинас специально приехал из Валенвуда, чтобы купить эту редкую книгу. А вот, кстати, и он!
Что забавно, герой вполне может напугать Гвинаса настолько, что тот сам откажется от книги. Не придется его подкупать, не придется его убивать и даже выполнять для Гвинаса квесты не надо.
На заметку: еще книгу можно украсть из книжного магазина. Можно, умоляя продавца на коленях, убедить его не продавать книгу эльфу. Можно выкрасть книгу у Гвинаса в номере отеля «Тайбер Септим» или там же убедить его отдать ее вам. Одним словом, клиента можно опоить, оглушить...
Перепуганный эльф Гвинас выложит все, что знает. Он давно интересовался книгами Каморана — об этом прознал культ Рассвета, и неизвестный «покровитель» предложил тайно встретиться с Гвинасом, чтобы передать ему четвертый том из рук в руки. Гвинас даст вам записку от «покровителя». С ней идите к Баурусу. Вместо одного пугливого эльфа на встречу придут два Клинка.
Нет смысла долго рассказывать про канализацию — там сыро, темно и крысы. Вы можете, спрятавшись, посадить на условленный стул Бауруса или сесть на него лично — тогда спрячется Баурус. Разговор с «покровителем», которым окажется Рэвен, сын Манкара Каморана, все равно не склеится — Рассвет заподозрит засаду, придется драться с Рэвеном и его «бойцами».
Баурус свое дело сделал, и теперь он уходит на север, в монастырь Клинков.
У вас на руках все четыре тома. Разгадаете головоломку сами? Тар-Мина даст вам две попытки, давая по одной подсказке раз в день.
Первая подсказка: в книге зашифровано сообщение.
Вторая подсказка: оно зашифровано в первых словах каждого абзаца.
Лишь на третий день Тар-Мина выдаст вам расшифрованный текст. Секрет все это время таился прямо под носом у императора — на кладбище у Башни Белого Золота. Каждый полдень на стене гробницы князя Камаррила загорается красная схема — контур Киродиила с отмеченным на карте местом.
Вам — туда.
Мерзкие обряды культа Дагона
Когда вы войдете в пещеру храма Дагона и будете дружелюбно встречены привратниками культа Мифического Рассвета, у вас будет два варианта поведения. Вы либо послушно сдаете все свои вещи (оружие, зелья, книги и все остальное), чтобы притвориться новеньким в культе, либо отказываетесь разоружиться и штурмуете пещеру.
Совет: можно поступить хитрее — перед разговором с Харроу сбросьте все вещи на пол, а потом спокойно подберите. К сожалению, способа уберечь золото нет — ценные бумаги в Киродииле хождения не имеют.
Если вы выберете мирный путь, то попадете на партсобрание у алтаря. Манкар Каморан произносит пылкую речь перед собратьями по культу и телепортируется в некий «рай», чтобы подождать властелина Дагона (время очищения близится!). Манкар ушел, и Амулет Королей вместе с ним. Останется лишь один артефакт — книга «Мистический Ксаркс». Ее хорошо бы украсть, но на вас смотрят десятки глаз, и оружия у вас нет.
Дочь Манкара, Рума, предложит вам совершить обряд инициации — ритуальное убийство. Жертва — аргонианин Джилиус. Он привязан к алтарю и беззащитен. Перед вами — моральный выбор. Сразу скажу, что тайно похитить книгу не получится, — как только она окажется у вас, вся пещера ополчится на героя. Если убить ящерку, то пробиваться с боем к выходу будет чуть проще — толпа у алтаря рассосется. Останется лишь привратник — он будет ходить за вами по пятам. Есть еще один тонкий момент — как только вы освободите Джилиуса, он станет легкой мишенью для поклонников Рассвета. Вы ведь освобождаете его не для того, чтобы он тут же пал смертью храбрых ящериц.
Выбор за вами. В любом случае, выскочить из пещеры тем же путем, каким вы зашли, не получится. Нужно от лестницы свернуть направо и долго бежать по коридорам, расталкивая локтями ошалевших поклонников культа.
Мартин, получив книгу, обрадуется и сядет за расшифровку загадочной абракадабры. Теперь ваша цель — проникнуть в «рай» Манкара Каморана и утащить у него амулет Королей.
Скрытая угроза
Наивно было бы думать, что убежище Мартина до сих пор не раскрыто. Уже весь Обливион и пол-Тамриэля знают, что последний кандидат в императоры прячется в храме Облачного Владыки. На дороге у храма и в Бруме, что в двух шагах от храма, замечены подозрительные личности. Похоже, шпионы. Их стоило бы ликвидировать! Но сами Клинки заниматься этим делом не хотят — говорят, что каждый солдат нужен в крепости.
Оба шпиона — Джерл и Савери — появляются на закате у магического рунного камня у подножья холма, где стоит храм. Непонятно, что они видят с такой неудобной позиции. Шпионов можно убить сразу или проследить за ними — они войдут в пещеры Брумы к юго-востоку от города. Пещера ведет в город, в дом Джерл.
В подвале дома вы найдете сообщение от Румы Каморан. План Рассвета прост и коварен: культ открывает врата в Обливион возле Брумы, открывает Великие ворота для осадной машины, захватывает город и штурмует замок.
Знаете ли вы, что: шпионов не обязательно ловить с поличным. Их можно вычислить прямо в Бруме, опросив жителей и нищих.
Джоффри в тревоге. Известие о возможном штурме пугает старого воина. Надо что-то предпринять.
Я подарю тебе эту звезду
Мартину тем временем для работы кровь из носу понадобился артефакт даэдр. Звезда Азуры подойдет. Добыть ее можно только одним способом — получить от самой Азуры. Из книги «Современные еретики» вы узнаете, где искать святилище Азуры. Дорога туда неблизкая, воздух прохладен, а горы круты.
На заметку: не обязательно идти на поклон к Азуре. Сгодится артефакт от любого даэдры — всего их в игре пятнадцать штук. Правда, стоит учесть, что многие даэдры не дадут задания, пока герой не достигнет определенного уровня.
Выполнить квест нетрудно, но сначала его нужно получить. Азура просит подношение — светящуюся пыль, которую роняют только болотные огоньки. К счастью, как раз поблизости летают несколько превосходных экземпляров. Просьба Азуры проста и понятна — очистить пещеру от вампиров.
Артефакт у вас, Мартин счастлив. Он забирает у вас звезду Азуры — больше вы ее никогда не увидите.
Знаете ли вы, что: звезда Азуры — «вечный» камень душ, который не разрушается при использовании. По объему звезда равна самому большому камню. Этот артефакт встречался и в предыдущих играх серии.
Мощи императора и камень эльфов
Все загадочнее становятся заказы Мартина. Теперь ему вдруг стала очень нужна кровь императора Тайбера Септима. Снять образец можно с именного доспеха императора. В свое время император предпочел подарить доспех Клинкам, не желая отмывать его от своей крови.
Доспех захоронен в гробнице замка Санкре Тор, гробница захвачена нежитью, и оттуда еще никто не возвращался: «Удачи, герой!»
Подземелье проходится по стандартному сценарию. Лишь четыре мертвых стража Санкре Тора обернулись злобными скелетами и больно дерутся. Всех их обратил в нежить Подземный король (гость из Даггерфола). Именно он захватил гробницу и сделал ее мрачным прибежищем нежити.
Каждого обращенного Клинка надо убить — так герой освобождает мечущийся дух воина от психологических проблем. Традиционный указатель не даст заблудиться. Четыре призрака, собравшись вместе, могут снять смертельное заклятие-барьер и открыть проход к заветной броне императора.
На заметку: с каждого из четырех скелетов падает интересный артефакт.
Мартин все веселее и веселее, хотя морщин на лбу у него заметно прибавилось. Пока он отскребает с доспеха окаменевшую кровь, нам выдано следующее задание — найти и принести огромный магический камень из развалин, построенных древними айлейдами — доисторическими эльфами, когда-то населявшими Киродиил.
Мискарканд — обычное подземелье айлейдов. Добраться до камня нетрудно, но стоит его взять, как из засады выскочит король-лич и его слуги. Совершите с ними страшную, физиологически противоестественную вещь.
Последний артефакт у Мартина. Работа его продолжается, а у нас тем временем появилась новая проблема — у Брумы открылись врата в Обливион, а это значит, что нападение вот-вот состоится.
Неожиданно для нас он устроил мастер-класс
Если культ сможет открыть сразу несколько небольших врат, то при их поддержке сумеет включить Великие, протащить осадное орудие — и Бруме конец. Герой, конечно, может закрыть врата — один раз, два, три. Но бесконечно закрывать их он не в силах — надо ведь когда-то и отдыхать.
Есть интересный вариант — показать стражам Брумы, как закрывать ворота, чтобы до поры до времени они справлялись сами. Стражи уже обнесли ворота частоколом и готовы идти за вами в бой.
Почти все они погибнут, кроме бессмертного капитана Бурда. Они ведь даже уходить с линии огня защитных башенок не хотят.
Совет: если вам жалко солдат, оставьте их на входе после первого же боя с толпой дремор. Зачистите остров Обливиона самостоятельно и проведите солдат прямиком к камню-печати. Пусть для них этот поход станет чем-то вроде детской экскурсии.
Закрыв ворота, вы можете временно не бояться за Бруму. Но вечно заниматься воротами стражники тоже не могут, скажет нам Джоффри. Их мало, а даэдры бесконечны. Неплохо бы походить по городам и попросить у официальных лиц отряды солдат для решающей битвы за Бруму.
Слабосильная команда
Сбор войск для защиты Брумы — самый долгий и, признаюсь, самый нудный квест в игре. Все, что от вас требуется, — обойти все города (кроме, понятно, Брумы) и попросить у эксплуататоров трудового народа военную помощь.
Это интересно: если посчитать солдат во время финальной битвы, то получится, что каждый город выставил огромную армию — целых двух стражников! Бойтесь, даэдры!
В столице вам сразу же откажет сам консул Окато. Стража Кватча против экспедиции на север особо возражать не будет (все равно им в Кватче нечего охранять), но только если вы поможете им очистить город от даэдр. В городах Бравил, Чейдинал, Коррол, Скинград, Лейавиин и Анвил градоначальники попросят вас сначала обезопасить города и закрыть врата в Обливион у каждого города.
На заметку: по сюжету вам предложат закрыть несколько врат, угрожающих городам Киродиила. «Нападать» на ворота, что открываются на дикой природе, имеет смысл только ради уровней и трофеев — для сюжета они не важны и могут открыться снова в любое время.
Не забывайте каждый раз после уничтожения врат возвращаться в городскую крепость и сообщать власть предержащим о том, что опасность миновала.
Знаете ли вы, что: обходить все города совсем не обязательно. Но солдаты пригодятся в сражении, особенно на высоких уровнях.
Как только вы решите, что с вас довольно, возвращайтесь в Бруму. Прямо на камнях мостовой у крепости несметные войска защитников города разбили восемь палаток.
Последний ингредиент
А Мартин-то себе на уме. Оказывается, что атака на Бруму нужна не только Рассвету, но и Мартину. Он хочет отправить героя за великим камнем-печатью, который можно добыть только за Великими вратами Обливиона. Так что атаку на Бруму надо спровоцировать.
Графиня Брумы, Нарина Карвейн, относится к идее с пониманием. Войска выступают в поход. Мартин, насидевший немало мозолей за письменным столом, горит желанием лично поучаствовать в бою. Переубедить его невозможно. Он ищет смерти.
Общая идея простая: стража Брумы перестает закрывать ворота в Обливион. Когда один за другим откроются три портала, то сразу же распахнутся гигантские врата — смертельно опасные для Брумы и жизненно важные для всего Киродиила.
Ворота уже открыты в низине у Брумы. Их стережет местное ополчение. Бой не начнется, пока неспешным шагом не подойдет Мартин с несметным воинством — тем самым десятком солдат, которых герой выпросил у городов Киродиила. После небольшой вдохновляющей речи Мартина («Мы все тут умрем как один? — Да-а!!») сражение за Бруму начинается.
Вот и первая партия даэдр высыпала из ворот. Бой действительно трудный. Солдаты начнут беспорядочную свалку, а Мартину надо выжить до того, как вы пройдете в большие ворота. Старайтесь вызывать огонь на себя, бегайте от даэдр или, если чувствуете в себе силу богатырскую, истребляйте их по мере поступления. Откроются вторые врата, и отряд защитников заметно поскучнеет. Все станет совсем грустно с открытием третьих врат — тройная доза даэдр особенно опасна на высоких уровнях. К счастью, огромные врата распахнутся почти сразу же — прыгайте в них, не дожидаясь команды. Мартин спасен!
Огромная и несуразная осадная машина медленными шажками движется к воротам. Действие ее пока неизвестно, но что-то подсказывает, что этот агрегат собирается разнести стены Брумы при помощи пристального и угрожающего взгляда.
Время у вас ограничено двенадцатью минутами — если вы не успеете добраться до камня-печати, то Брума падет, и Киродиил вместе с ней. Секрет в том, чтобы игнорировать врагов там, где это возможно. Заскакивайте в башенку справа, поднимайтесь на верхний мостик и бегите по мостикам к цитадели. Осторожно — осадное орудие плюется огнем.
Ныряйте в подземелье — оно приведет вас в башню. Там быстро поднимитесь к вершине и поверните рычаг — ворота к цитадели откроются.
Стараясь не поджариться под огнем защитных башенок, герой заскакивает в цитадель и быстро истребляет дремор на первом этаже. С них падает ключ от верхнего этажа.
Осталось лишь не дать убить себя трем огромным лезвиям. Ключ от последней двери взять не забыли? Вот и камень.
Брума спасена! Усталые, но довольные, солдаты возвращаются в город.
Рай для крокодилов
Вы, наверное, обратили внимание на странные возгласы погибающих бойцов Мифического Рассвета: «Меня ждет рай!».
Они действительно после гибели попадали в рай, живописный уголок посреди Обливиона, дом Каморана. Теперь, когда у Мартина есть все ингредиенты для создания собственного портала в рай Каморана, вы можете отправиться туда лично. Мартин готов отправить вас туда в любой момент: «И без амулета Королей не возвращайся... Зато с амулетом — возвращайся!»
Совет: запаситесь аптечками, молотками, оружием, камнями душ для подзарядки по максимуму. Как только вы окажетесь в раю, то уже не сможете просто так сбегать в магазин. Есть смысл иметь под рукой хотя бы один незачарованный клинок — специально для Манкара Каморана.
В раю — красиво. Изящные арки, роскошные плиты и бесконечная зелень на острове посреди бескрайнего моря. Даже и не скажешь сразу, что это Обливион, пока не увидишь даэдр. Они бегают среди деревьев и развлекаются странным образом — гоняются за безоружными и беззащитными людьми. Разумеется, быстро убивают их. Но тела быстро растворяются в воздухе, а люди не кончаются. Странная такая Валгалла, дикий сад.
Сам Манкар Каморан поприветствует вас в мегафон. Он вежлив и зовет вас к себе. Поймайте на природе стоящего на месте человека, и он расскажет вам о судьбе тех, кто погиб на службе Мехруну Дагону, — все они вынуждены погибать от когтей и зубов даэдр, чтобы снова вернуться к жизни здесь же — без защиты и без оружия. Лишь когда придет время самому Дагону захватить Тамриэль, они смогут вернуться во славе в новое царство. Пока что все мечтают заполучить наручи Избранного и попасть в Запретный грот. Правда, оттуда еще никто не возвращался, но что может быть хуже постоянных смертей?
«А почему даэдры так жестоко гоняют вас по саду?» — «Тренируют силу духа. Правда, получается пока плохо».
Путь к Манкару Каморану лежит через Запретную пещеру. Вход в нее охраняет здоровенная дремора Катутет. Он не нападет на героя сразу, а выскажет уважение в адрес смертных людей, храбро сопротивлявшихся в Кватче, и предложит сделку. Пройти в грот можно только в наручах Избранного. Добыть наручи можно, лишь победив Катутета, но дремора отдаст наручи так, если герой освободит демона-ксивилаи, которого безоружные люди хитростью сумели запереть в пещере. Ксивилаи — редкий садист. Люди не хотят, чтобы он вновь оказался на свободе, а дремор наш герой никогда не боялся — даже тех, что на пять уровней выше его.
В наручах герой входит в Запретный грот.
Совет: даже не пробуйте снять наручи самостоятельно. Попытка схитрить с призванными наручами приведет к ошибке. В лучшем случае к герою навсегда приклеится 50% уязвимость к огню. В худшем — игра станет непроходима.
Здесь веселье продолжается на новом уровне — бессмертных погибших героев мучают огнем, опуская в лаву. В коридорах бродят даэдры, дреморы и стражи — к счастью для нас, здесь темно и можно прятаться по углам.
На заметку: все это время в голове героя будет раздаваться голос Манкара Каморана. Хозяин «рая» пытается объяснить герою, почему дела обстоят именно так, что захват Тамриэля Дагоном неизбежен.
А еще у вас появился новый друг! Это заплечных дел мастер Эльдамил. Он разочаровался в службе Дагону и хочет помочь вам пройти мимо трех очень опасных дремор. Все, что вам нужно, — довериться ему и войти в клетку пленника, висящую на цепи над лавой. В соседней клетке охает и ахает в лавовой ванне бессмертный пленник. К тому же именно Эльдамил спланировал убийство императора и нападение на Кватч.
Можно ли довериться такому проходимцу? Входите в клетку. После небольшого диалога с подозрительной дреморой («Это кто? — Пленник! — Но он ведь живой! — У вас глаз-алмаз, даэдра-сан!») клетка откроется с противоположной стороны. Вы сможете обойти опасный участок, а сам Эльдамил попробует напасть на трех дремор, чтобы отвлечь их внимание. Он не камикадзе и знает, что возродится за следующей дверью. Там же он снимет с вас наручи Избранного и проводит через пещеры почти до самого входа в цитадель Манкара Каморана.
У цитадели вас встречают дети Каморана — Рэвен и Рума. Рэвена мы убили в столичных канализациях, Рума обитала в святилище Дагона и, скорее всего, не пережила нашего визита. Однако здесь это не важно. Они на нас явно злятся — бросают нехорошие слова, а глаза добрые-добрые!
Внутри на троне сидит сам Манкар Каморан. Смысл его речи прост и понятен: скоро придет новый мир, Дагон захватит Тамриэль, и так далее. После этого он попробует вас убить.
Можно напасть на него сразу, не дожидаясь окончания выступления. Самое сложное в бою с Манкаром и его потомством то, что Рэвен и Рума не могут погибнуть совсем. Через несколько секунд они возрождаются. Вам надо уничтожить Манкара — единственного (кроме героя, конечно) живого человека в помещении. Атаковать Манкара магией очень опасно — он поглощает и отражает заклинания. Бейте негодяя обычным холодным оружием.
Со смертью Манкара будет уничтожен и его рай. Вы окажетесь в храме Облачного Владыки.
От неожиданности случившиеся рядом Клинки бухнутся на колени. Мартин (как он постарел!) наденет амулет Королей. Амулет признает императора. Что осталось? Договориться с консулом Окато и торжественно зажечь огни Драконов в храме.
Радостной будет поездка на юг, в столицу. И даже бандиты с большой дороги, медведи и минотавры не смогут ее омрачить.
Один топор на четыре руки
Зал заседаний Совета, как обычно, пустует. Лишь один канцлер Окато неприкаянно бродит среди кресел. Он рад Мартину. Наконец-то нашелся новый Император!
В зал внезапно вбегают солдаты и сообщают, что столица подверглась атаке даэдр. На улицах открылись порталы в Обливион, идут неравные бои. Немая сцена.
Словно подтверждая слова стражников, в зал вбегают дреморы, и начинается веселье. «Скорее в храм!» — Мартин хочет зажечь огни Драконов, чтобы отрезать Обливион от Тамриэля. На улице творится кошмар. Столица горит. Под кроваво-красными небесами на героев и маленькую кучку стражников наседают самые мощные даэдры, которых только позволит уровень игрока. К счастью, на нашей стороне Окато, стражники дворца и случайные солдаты. Не задерживайтесь на одном месте, двигайтесь в сторону храмового квартала.
Улицы квартала перекрыты вратами и запружены даэдрами. Через пару минут из-за храма выходит огромный красный гигант о четырех руках. Это Мехрун Дагон, повелитель разрушения собственной персоной. Он пришел за нашими душами.
Это интересно: в одной руке он держит секиру, остальные пусты. Судя по всему, собирался он в страшной спешке.
То, что по улицам Киродиила бродит такая большая даэдра, означает только одно: поздно зажигать Драконов. Дагон уже здесь. Мартин это понимает. В коротком разговоре ему приходит в голову идея — использовать для изгнания Дагона Амулет Королей. Теперь герою надо провести Мартина мимо левой ноги монстра к входу в храм. Мартину, скорее всего, достанется ощутимый пинок, но стража должна отвлечь на себя внимание Мехруна Дагона.
Внутри можно выдохнуть. Вы сделали все, что могли. Теперь очередь Мартина.
Он быстро благодарит вас за все, торопливо прощается, разбивает амулет Королей и оборачивается огромным огненным драконом. Удивление примораживает героя к месту. Над его головой рушится крыша, и два огромных существа сражаются друг с другом. Дагон изгнан в Обливион навечно.
Мартин-дракон радостно взмахивает крыльями и исчезает — на его месте остается лишь каменное изваяние дракона. Последний император превратился в бога и пропал из этого мира. Линия Септимов прервалась.
• • •
Похоже, Тамриэлю для защиты от Обливиона больше не нужен император. Совет Старейшин все так же будет вести дела под руководством Окато — интересно, коронуют ли этого выдающегося мага? Клинки молчаливо живут и тренируются в монастыре Облачного Владыки — совершат ли они сеппуку, оставшись без императора? Кстати, и где теперь сам Мартин? Он пожертвовал собой, чтобы спасти империю. Он исполнил пророчество.
Врата в Обливион исчезли по всему Киродиилу. Об ужасах вторжения теперь напоминают только черные зубья их оснований, выжженная земля и потерявшиеся даэдры. И в дождь, и в грозу продолжают гореть деревья рядом с теми местами, где стояли громады врат.
Кватч все так же дымится и горит — тела погибших стражников лежат в нем и будут лежать вечно. Это проклятый город. В нем неуютно, и беженцы в лагере у дороги все с такими же пустыми лицами повторяют: «Мы восстановим Кватч!»
Странным стал Киродиил после завершения главного квеста — неприбранным, взъерошенным, пугающим...